-ћетки

art audrey kawasaki clittary hilton cosplay erotic art japanese dolls japanese retro photo japanese schoolgirls kinbaku shibari toshio saeki айну аквариум алина витухновска€ ама аниме арт страница арт страница арт страничка буддизм буддийский храм видео викторина всем привет! гастрономическа€ страница гастрономическа€ страничка гейша гейши дзэн иллюстрации историческа€ страница историческа€ страничка истори€ кавалер ордена восход€щего солнца ками камикадзе камикадзэ камон киото клип косплей куклы майко мон музыка национальный музей западного искусства одри кавасаки опросик оригами осень пасха плейкаст полезн€шка полезн€шки прикол притча сакура сакэ самураи самурай секс с осьминогом сибари синто сказка скачать книгу стихи суси сюнга тайко тануки токио тории тосио саэки традиции укиЄ-э фетиш флеш флеш-игра формоза фото фудзи хеллоуин хокку художник цветы €пони€ €понска€ геральдика €понска€ живопись €понска€ кухн€ €понские девушки €понские замки €понские куклы €понские монстры €понские традиции €понские храмы €понские школьницы €понский €понский менталитет €понский сад €понский сонет

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии Weekly Playboy
Weekly Playboy
13:12 21.09.2010
‘отографий: 21
ѕосмотреть все фотографии серии Nishiki-e
Nishiki-e
17:43 21.03.2010
‘отографий: 110
ѕосмотреть все фотографии серии „ай эпохи ћэйдзи
„ай эпохи ћэйдзи
21:00 29.10.2009
‘отографий: 30

 -я - фотограф

Ћюк

‘ан-клуб любителей японии
1 фотографий

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в JapanBlog

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.05.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 51691

O-Soshiki или €понские похороны...

ѕ€тница, 15 ћа€ 2009 г. 11:08 + в цитатник
Majomajo все записи автора O-Soshiki или €понские похороны...



¬ прошлом году € вдруг не получила на Ќовый год поздравительных открыток от моих очень давних и близких подруг €понок. я забеспокоилась. ѕотому что €понцы всегда,(подчеркиваю всегда!) поздравл€ют своих друзей. „то бы ни было... ќднако € не знала кое- чего. ¬ общем, мои переживани€ были не безосновательны. ” обеих моих подруг скончались свекрови. ¬ каждой семье был годовой траур по усопшим. » поэтому они никого не поздравл€ли с праздником. “аков обычай. ј как же провожают в последний путь своих близких €понцы? я думаю многим будет интересно.
 (700x466, 97Kb)

“е, кто сталкивалс€ со смертью или чьи родные или друзь€ умерли, склонны верить в сверхъестественные силы, поэтому ответы на вопросы о сущности смерти занимают важное место во всех религи€х. Ќапример, Ђиде€ загробной жизни на небесах в христианстве или „истой «емли в буддийском учении ƒзЄдо —ин помогает люд€м смиритьс€ с болью утраты, создава€ образ прекрасного мира в загробной жизниї (ћи€кэ, 1980, с. 14). ѕосле смерти человека его родные, близкие и друзь€ об€заны устроить похороны и надлежащим образом препроводить усопшего в его следующий мир.

¬ соответствии с прин€тыми в японии нормами поведени€, около 90% похорон провод€тс€ сегодн€ по буддийскому обр€ду. ѕрощальна€ церемони€ проходит с соблюдением множества жестких правил: Ђпоскольку €понские буддисты считают, что дух умершего не покидает его тело некоторое врем€, разработан подробный церемониал похоронї ( андзаки, 1995, с. 120). ќднако €понские похороны также проход€т и под вли€нием древних синтоистских учений, требующих уважени€ и почитани€ духа предков. —интоизм Ч чисто €понска€ религи€, проповедующа€ культ природы и веру в бессмертие душ предков. ¬ 538 году буддизм проник в японию, и €понцы стали исповедовать его идеи наравне с синтоистскими, постепенно смешав эти два религиозных направлени€. ѕоскольку в синтоизме нет жестких догм и в обоих учени€х много общего, €понцы смогли без особого труда соединить эти веровани€, что отразилось, в частности, на ритуале похорон. ¬ современной процедуре похорон, проход€щих по буддийскому обр€ду, присутствуют элементы синтоистских традиций. ¬ этой статье церемони€ €понских похорон будет рассмотрена с позиций совместного воздействи€ на похоронный ритуал идей буддизма и синтоизма; затем будут описаны современные обычаи и обр€ды, св€занные с похоронами и поминовением умерших.


—»Ќ“ќ»«ћ

—инто Ч древн€€ чисто €понска€ религи€, придающа€ особое значение природе, естественному пор€дку вещей: Ђдревние €понцы обожествл€ли природу (не раздел€€ ее на живую и неживую), и в каждой местности было множество своих божков: горные боги, морские боги, боги деревьев, земли, огн€, воды и т.д.ї (там же, с. 15). ќднако, Ђхот€ животные и растени€ часто были божествами, люди не могли стать ими в течение жизни и должны были дожидатьс€ времени, наступающего после смертиї (“оЄта, 1994, с. 134).

—интоизм Ч очень гибка€ религи€, в нем мало запретов и ограничений; поэтому Ђон оказалс€ готовым к воспри€тию и ассимил€ции иностранных идей, верований и обычаевї (там же, с. 130). ќдна из наиболее важных заповедей синтоизма Ч соблюдение чистоты, и €понцы на прот€жении всей своей истории с обостренной чувствительностью относ€тс€ ко всему, что считаетс€ Ђнечистымї. Ќо так как Ђв синтоизме не много жестких норм, там и мало критериев, четко определ€ющих пон€ти€ Ђнечистогої. ƒревние €понцы просто делили все живущее на Ђчистыхї и Ђнечистыхї, хот€ эти пон€ти€ не противопоставл€лись, как добро и зло или правда и ложь в западных религи€хї (там же, с. 116). ¬ их представлени€х Ђнечистоеї не было чем-то посто€нным, а Ђвоспринималось как переходное состо€ние, и люди старались очистить Ђнечистоеї водой или другими очищающими средствами как можно скорейї (там же). Ѕольше всего бо€лись €понцы такого вида Ђнечистого, гр€зногої состо€ни€, как смерть. Ќо они, похоже, не знали, как подойти к очищению такой ужасной Ђгр€зиї, как смерть. ¬ давние времена Ђпосле смерти императора ковер просто переносили в другое место, так как считалось, что Ђгр€зьї его смерти плохо действовала на окружающихї (там же, с. 131). .ѕоэтому, хот€ в синтоизме и существовали традиционные обр€ды Ђочищени€ нечистогої, предполагалось, что огромна€ Ђгр€зьї смерти не может быть смыта, пока человек живет, и люди часто лишь ждали окончани€ жизни. ѕокойного перед похоронами оставл€ли на некоторое врем€ в гробу, чтобы уменьшить Ђнечистотуї смерти.


Ѕ”ƒƒ»«ћ

–асцвет буддизма в японии приходитс€ на период Ќара, сейчас это одна из наиболее распространенных в стране религий. ¬ буддизме различают два направлени€: хина€на (букв, Ђмала€ колесницаї) и маха€на (букв, Ђбольша€ колесницаї). Ђяпонизированный буддизм относитс€ к направлению маха€на, которое учит, что каждый может стать Ѕуддой, духовно пробудитьс€ї (÷ути€, 1988, с. 21-24). ќдна из причин того, что буддизм так успешно прижилс€ в японии, Ч наличие общего дл€ маха€ны и синтоизма культа духов предков. Ѕольшинство современных €понцев исповедуют обе эти религии, по крайней мере, на словах. —егодн€ буддийские похоронные обр€ды, праздник Ѕон (ƒень поминовени€ усопших) и недел€ равноденстви€ прочно укоренились в обыча€х €понцев, и многие из этих церемоний об€заны культу предков. ¬ маха€не Ђприсутствует вера в самсара Ч переселение ƒушиї (—адаката, 1989, с. 14) и в то, что Ђмир, в котором живут люди, лишь один из шести миров, хот€ и второй по величиюї (÷ути€, 1998, с. 131). —огласно этому учению человек отправл€етс€ после смерти в путешествие, поэтому покойника обр€жали в особые оде€ни€ дл€ безопасного путешестви€ (там же, с. 127). ѕомимо этого, в маха€не Ђутверждалось, что покойник получит новую жизнь в одном из шести миров в зависимости от его поведени€ при жизни, и решение, в какой мир именно он попадет, будет прин€то через 49 дней после его смертиї (там же, с. 129). ¬ течение этих 49 дней семь€ усопшего отправл€ет особые службы дл€ перемещаемого духа.

— приходом буддизма в японии укоренилс€ и обычай кремации, зародившийс€ в »ндии (’ага, 1996, с. 35). ¬ 702 году император ƒзито стал первым правителем, которого кремировали. ƒо распространени€ кремации люди просто ожидали исчезновени€ Ђнечистотыї смерти, помеща€ тело покойника в гроб. ќднако впоследствии они решили, что сожжение Ч лучший способ Ђочищени€ї смерти, и с готовностью перен€ли этот индийский обычай (там же). ѕоэтому, хот€ синтоизм не предусматривал специфических способов очищени€ Ђнечистотыї смерти, буддизм предложил утонченный церемониал, предназначенный дл€ перехода покойного в загробный мир, и обычаи двух религий были соединены в ритуале похорон (÷ути€, 1998, с. 320).



—ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ… –»“”јЋ ѕќ’ќ–ќЌ

Ќижеследующее описание €понских похорон вз€то из трех публикаций, известных как Ђкниги манерї. Ёто Ђќсосики-но манаї (Ђѕоведение/манеры на похоронахї), Ђ—оги хойома-на дзитэнї (Ђ—ловарь манер и буддийских ритуалов на похоронахї) и ЂCoco бункаронї (Ђ“рактат о культуре похоронї).


ќпределение даты похорон

 огда в японии умирает человек, близкие обычно советуютс€ с буддийским св€щенником и владельцем похоронного бюро по вопросам определени€ даты похорон, их места и личности распор€дител€, присутствующего на похоронах. —в€щенник приходит на отпевание и сами похороны, чтобы провести службу по убывшей душе, а служащие похоронного бюро забот€тс€ о теле усопшего от имени его осиротевшей семьи.

¬ день смерти дл€ ближайших родственников обычно провод€тс€ временные поминки (карицу€), а на следующий день насто€щие поминки Ч хонцу€. —ами похороны проход€т через два дн€ после смерти. ќднако, если смерть происходит в начале или конце года или же в день томобики, похороны откладываютс€. “омобики Ч один из шести особых дней, выдел€емых в традиционном €понском буддийском календаре: сэнсЄ, томобики, сэнбу, буцумэ-цу, тайан и с€кко. “омобики относитс€ к неблагопри€тным дн€м; считаетс€, что случившеес€ в этот день несчастье семьи может принести вред ее друзь€м, поэтому избегают назначать похороны на томобики. ћестом ритуальной службы обычно бывает дом умершего, буддийский храм, общественное здание или специальный зал, выдел€емый похоронным бюро. ¬ большинстве случаев главным распор€дителем (Ђскорб€щимї) €вл€етс€ самый близкий родственник покойного.


ћацуго-но мидзу то юкан: вода смертного часа и очищение умершего

ѕервое, что семь€ делает дл€ покойного, Ч удел€ет внимание его смертному одру. –итуал называетс€ мацуго-но мидзу (вода смертного часа), или сини мидзу (вода смерти). —емь€ смачивает рот покойного, использу€ палочки дл€ еды, обернутые ватой и намоченные в воде. “от, кто состоит в самых близких кровных отношени€х с покойным, ƒелает это первым, за ним следуют другие в пор€дке степени родства.

«атем покойный очищаетс€ в процессе, называемом юкан. “ело обмываетс€ гор€чей водой. ƒл€ очистки тела используетс€ марл€ или гигроскопична€ вата, пропитанные спиртом. –от, нос и анус заполн€ютс€ ватой; потом закрывают глаза и рот. ќбычно члены семьи выполн€ют эти операции с помощью служащих похоронного бюро.


 Єкатабира то сини гэсЄ: одежда и маки€ж

Ќа следующей стадии близкие облачают покойного в кЄкатабира (белое кимоно) перед подготовкой к погребению Ѕелое кимоно всегда надеваетс€ в определенном пор€дке Ч полы запахиваютс€ справа налево, затем закрываютс€ тыльные стороны кистей рук и зап€сть€, на ноги надевают пару гетр (гамаш) и соломенные тапочки, в руки вкладывают четки; матерчатый мешочек с року мон сэн (шесть старых монет), как наплечную сумку, пов€зывают вокруг шеи, белую треугольную косынку Ч вокруг головы. Ѕелый цвет всех оде€ний ассоциируетс€ с паломничеством буддистов Ч в этом про€вл€етс€ вера буддистов в то, что люди после смерти станов€тс€ своего рода паломниками.

«атем близкие накладывают маки€ж на лицо умершего. „тобы разгладить кожу, в рот закладываетс€ вата, и лицо приводитс€ в соответствие с тем, как оно выгл€дело при жизни. ќстригают ногти на руках и ногах. ћужчин бреют, на лица женщин накладывают легкий маки€ж.


”кладывание покойного

ѕосле того как на умершего надето белое кимоно и сделан маки€ж, его перенос€т в комнату, где находитс€ семейный буддийский алтарь, или просто в комнату в €понском стиле в доме покойного. √олова умершего должна быть обращена на север, а лицо Ч на запад. “ак лежал умерший Ѕудда. ѕосле переноса тела покойного его ладони складывают вместе как бы в молитве. “ело накрывают лоскутным (стеганым) оде€лом, а лицо Ч куском белой ткани. ” изголовь€ устанавливаетс€ перевернута€ основанием вверх ширма.

—акаса гото: шиворот-навыворот

ѕеревернута€ ширма ставитс€ в соответствии с буддийским похоронным ритуалом, называемым сакаса гото (шиворот-навыворот). —леду€ этой практике, во врем€ похорон все делают в обратном пор€дке. Ќапример, правую полу белого кимоно запахивают на левую полу; вливают гор€чую воду в холодную, чтобы сделать ее теплой; тело накрывают стеганым оде€лом, положенным наизнанку. японцы не хот€т, чтобы смерть принесла несчастье тем, кто еще жив. ѕоэтому они делают сакаса гото во врем€ похорон, хот€ так поступать в повседневной жизни запрещено.


ћакура кадзари: украшение изголовь€

ћаленький столик, покрытый белой тканью, став€т у изголовь€ покойного. «атем зажигают простую палочку ладана, столик украшают свечами и цветами, обычно это белые хризантемы или сикими (вечнозеленое растение из семейства магнолий). —емь€ покойника об€зана все врем€ поддерживать кур€щимс€ ладан и зажженными свечи. ѕиала дл€ риса, которой покойный пользовалс€ в жизни, наполн€етс€ рисом; палочки дл€ еды втыкаютс€ вертикально в рис.  роме того, на листочке белой бумаги укладывают булочки из рисовой муки.


 айме: посмертное им€

–одственники прос€т буддийского св€щенника из своего фамильного храма дать им€ покойному. ќно называетс€ кайме, что дословно означает Ђим€ дл€ тех, кто станет буддийским монахомї. —читалось, что умершие становились детьми Ѕудды, поэтому им и давалось кайме.  аким именно оно будет, решалось в соответствии с прижизненными именами покойных, их достижени€ми и характером.  айме также подраздел€лись на ранги, имевшие отношение к сумме вознаграждени€, даваемого св€щенникам. ѕосле того, как подход€щее каймЄ было выбрано, св€щенник записывал его на белой дерев€нной дощечке.


’ицуги: гроб

ѕеред отпеванием покойника клали в гроб. ћетровый лоскут хлопчатобумажной ткани устилал дно гроба, одетого в белое кимоно усопшего укладывали сверху. ѕровер€лось наличие предметов из металла и стекла, так как телу покойного предсто€ла кремаци€. √роб впоследствии накрывали расшитым золотом покрывалом.


÷у€: ночное бодрствование у гроба покойника

¬о врем€ всенощной семь€ покойника и другие родственники проводили ночь в созерцании усопшего; они должны были поддерживать горение ладана и обычных свечей всю ночь. ¬ день смерти проходила карицу€ (храмова€ поминальна€ служба); в следующую ночь родным и близким предсто€ло хонцу€ (ночное бодрствование у гроба в молитвах). ¬ эту ночь они встречали посетителей, пришедших выразить свое соболезнование. ’онцу€ обычно начиналось около шести часов вечера и продолжалось около часа. ¬начале буддийский св€щенник приходит в зал и громко читает сутру. «атем главный распор€дитель выполн€ет ритуал под названием сЄко Ч курит ладан во славу духа покойного. ѕосле этого все присутствующие в пор€дке кровного родства повтор€ют его манипул€ции. ¬ конце церемонии главный распор€дитель угощает гостей в благодарность за визит.
—осики: похоронна€ церемони€

ѕосле всенощной на следующий день проход€т похороны. ѕрежде всего алтарь и гроб перемещают в отдельный зал. ѕеред собственно похоронами семь€ покойного, родственники и все пришедшие собираютс€ в зале.  огда входит св€щенник, все присутствующие встают, если они сидели в этот момент в креслах или на стуль€х, или клан€ютс€, если дело происходит в €понской комнате. ѕосле вступительного обращени€ буддийский св€щенник ставит свечу на алтарь, зажигает ладан в курильнице и около тридцати минут нараспев читает сутру. —ледующий шаг Ч несколько присутствующих вознос€т хвалу покойному, и организатор похорон зачитывает телеграммы соболезновани€. «атем св€щенник выполн€ет сЄко (помахивает кадилом с сЄко Ч кур€щимс€ ладаном Ч дл€ успокоени€ духа усопшего) и начинает снова произносить молитву (читает сутру), после чего главный распор€дитель также курит ладаном, за ним все другие родственники делают то же самое; в это врем€ св€щенник продолжает читать сутры.

¬о врем€ похорон должно соблюдатьс€ несколько важных предписаний. Ёто касаетс€ одежды скорб€щих, молитвенных четок, сЄко и кодэн (денежное приношение семье покойного). Ќа похороны члены семьи покойного и родственники об€зательно надевают особые строгие одежды; все скорб€щие также должны быть соответственно одеты. „то касаетс€ членов семьи, то мужчины обычно надевают хаори хакама Ч разновидность черного кимоно с короткой €понской накидкой (полупальто) и длинной плиссированной юбкой поверх кимоно. ∆енщины облачаютс€ в черные кимоно без узоров! ѕрочие присутствующие на похоронах Ч в черных костюмах, черных галстуках и черных носках. ∆енщины Ч в черных кимоно или черных костюмах. ∆енские ремешки и сумочки также черного цвета. ∆енщины не надевают украшений, за исключением жемчуга.

японцы обычно принос€т молитвенные четки, когда присутствуют на буддийских церемони€х, имеющих отношение к смерти. Ёти четки делают из прозрачного горного хрустал€, кораллов, сандалового дерева и т.п. »х держат в левой руке.  огда мол€тс€, соедин€ют ладони, обхватыва€ четки и поддержива€ их большими и указательными пальцами.

¬о врем€ службы присутствующие всегда кур€т ладаном и зажигают благовоние в пам€ть о душе покойного ѕроцедура такова: вначале гости клан€ютс€ и складывают ладони вместе. «атем берут щепотку коричневого порошка Ч ладана Ч большим, указательным и средним пальцами. ѕосле этого поднимают благовоние над головой и кладут в специальную чашу, где куритс€ ладан. ¬ конце церемонии оп€ть соедин€ют ладони, клан€ютс€ алтарю и возвращаютс€ на свои места.

ѕохоронный алтарь сооружен из буддийских поминальных дощечек, светильника и пожертвований (обычно это цветы). Ќа врем€ отпевани€ и службы буддийские поминальные дощечки из белого дерева, на которых написано посмертное им€ покойника, став€тс€ на алтарь. ѕосле похоронной службы вместе с фотографией покойного их забирают в крематорий.

ѕриглашенные также принос€т кодэн на поминки или похороны дл€ отбывающего духа. ѕриношени€ завернуты в особый вид бумаги, специально предназначенной дл€ кодэн, на ней написаны имена пожертвователей. —уществуют строгие правила дл€ использовани€ этой бумаги, включа€ особый пор€док завертывани€. —умма даетс€ соответственно степени близости дарител€ к покойному, обыча€м этой местности, социальному положению покойного и т.п. —огласно последним исследовани€м, средн€€ сумма кодэн в случае смерти кого-либо из родителей составл€ет 100 тыс€ч иен (около 1000 долларов —Ўј), брата или сестры Ч от 30 до 50 тыс€ч, соседа Ч 5 тыс€ч, близких знакомых Ч от 5 до 10 тыс€ч иен.  огда соболезнующие принос€т кодэн, его заворачивают в квадратный шелковый лоскут спокойных тонов размером с носовой платок и кладут на специальный гостевой столик.

—орэцу: похоронна€ процесси€

ѕосле поминальной службы родные покойного и служащие похоронного бюро снимают гроб с алтар€ и открывают крышку. «атем члены семьи и близкие покойного окончательно прощаютс€ с покойником, берут цветы, которыми был убран алтарь, и любимые вещи покойного и кладут их в гроб. √роб закрывают; главный распор€дитель (Ђскорб€щийї) забивает первый гвоздь в крышку, далее это продолжают все родственники в пор€дке степени родства. —читаетс€, что того, кому удаетс€ забить гвоздь двум€ ударами большого камн€, ждет успех.

ќбычно шесть человек вынос€т гроб из зала или комнаты, ногами покойника вперед, и помещают в катафалк. ћашина направл€етс€ в крематорий, семь€ покойного следует за ней, нес€ портрет покойного и поминальную дощечку. ≈сли св€щенник собираетс€ присутствовать в крематории, он следует за машиной вместе с семьей усопшего.


 асо: кремаци€

ѕосле церемонии прощани€ семь€ покойного доставл€ет в крематорий поминальную дощечку и фотографию усопшего; сотрудники похоронного бюро готов€т урну дл€ праха. ¬ крематории служители похоронного бюро став€т дощечку, фотографию, цветы и курильницу ладана на маленький столик перед печью. «атем, если св€щенник приходит в крематорий, он читает вслух сутру. √лавный распор€дитель, члены семьи, другие присутствующие поочередно выполн€ют сЄко, а гробовщики задвигают гроб в печь и зажигают огонь. ¬ конце процедуры все присутствующие переход€т в зал ожидани€ и провод€т там некоторое врем€, предава€сь воспоминани€м о покойном.

ѕосле кремации двое плакальщиков кладут бамбуковыми палочками прах покойного в урну, начина€ с останков костей ног и заканчива€ головой. ”рна помещаетс€ в €щичек из белого дерева и накрываетс€ белой тканью. √лавный распор€дитель берет ее двум€ руками и относит в ƒом покойника. “ам €щичек ставитс€ на домашний алтарь, где и находитс€ 49 дней после смерти.
—ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ≈ ќЅ–яƒџ ѕќ—Ћ≈ ѕќ’ќ–ќЌ

—идзюку Ќити ’ою: согласно буддийскому ритуалу, через 49 дней после смерти проход€т поминки

ѕоследователи буддизма в японии вер€т, что душа усопшего скитаетс€ 49 дней после смерти между миром реальным и миром загробным. ѕоэтому родственники провод€т различные поминальные службы, чтобы ушедша€ душа по истечении этого времени попала в рай. —читаетс€, что душа подвергаетс€ испытани€м в загробном мире семь раз, в каждый седьмой день, поэтому буддийские поминальные службы также провод€тс€ по этим дн€м.

ѕервые поминки проход€т на седьмой день после смерти. ¬ них участвуют семь€ покойного, другие родственники и все, кто был близок к усопшему. ¬о врем€ службы св€щенник вслух читает сутры. ¬ четырнадцатый, двадцать первый, двадцать восьмой и тридцать п€тый дни подобна€ служба проходит лишь в семейном кругу.

¬ыражение соболезновани€ прекращаетс€ на 49-й день, и совершаетс€ больша€ буддийска€ поминальна€ церемони€, в которой участвуют семь€, близкие родственники и друзь€. ¬ этот день прин€то предавать прах покойного земле. ѕоминальна€ дощечка из белого дерева замен€етс€ на лакированную и ставитс€ на семейный алтарь. ѕосле 49 дней траура и поминальных служб семь€ покойного возвращаетс€ к обычной жизни; в это врем€ домочадцы делают ответные подарки всем принесшим кодэн, раздава€ сувениры присутствовавшим на похоронах.


Ѕуцудан: семейный буддийский алтарь

¬ каждой семье приверженцев €понской разновидности буддизма сооружен алтарь, чтобы молитьс€ Ѕудде и поминать души ушедших предков. Ќа этом алтаре расположены поминальные таблички, курильницы дл€ ладана, подставки дл€ палочек ладана, свечи, колокольчики, буддистска€ столова€ посуда, чайные принадлежности, цветы.

“е же, у кого нет в доме алтар€, кладут поминальную дощечку в маленькую коробочку, замен€ющую модель храма.  огда €понцы мол€тс€, они зажигают свечи и кур€т ладаном. «атем дважды звон€т в колокольчик, складывают ладони и читают вслух сутры. ѕравда, в действительности чтение сутры происходит не всегда. ѕосле молитвы свечи гас€т руками или круглым бумажным веером, но их нельз€ задувать, так как рот считаетс€ нечистым.


’ака: могила

ѕрах умершего предаетс€ земле, после этого захоронение служит местом дл€ почитани€ предков. Ќовую могилу готов€т в первую годовщину смерти, а до этого времени на отведенном месте ставитс€ пам€тна€ дерев€нна€ доска.  огда могила готова, на надгробии пишутс€ им€ покойного и дата смерти, как и на каменной плите р€дом с надгробием. Ќадгробие обычно имеет пр€моугольную форму и устанавливаетс€ на гранитном основании. ¬округ него ставитс€ ограждение, впереди располагаютс€ чаша дл€ ладана и ваза дл€ цветов.  аменна€ плита, фонарик, подставка дл€ фотографии, каменна€ чаша и садовые растени€ размещаютс€ вокруг могилы в зависимости от ее размера и вкуса родственников.

≈сли могила находитс€ в семейном храме, буддийский св€щенник справл€ет службу по душе усопшего в годовщину его смерти, в праздник Ѕон и в недели равноденстви€ (о-хиган). японцы навещают могилы в эти дни, убирают их, оставл€ют приношени€, зажигают ладан, поливают растени€ и мол€тс€.
 амидана фудзи: закрытие домашнего синтоистского алтар€

¬ большинстве €понских домов имеетс€ два алтар€: буддийский и синтоистский (камидана). —интоизм считает смерть чем-то нечистым, поэтому синтоистский алтарь скрывают во врем€ траура полоской белой бумаги дл€ выражени€ скорби. ¬ прошлом кто-либо со стороны выполн€л эту работу, так как и семь€ покойного признавалась нечистой. ¬ наши дни этим занимаютс€ сами домочадцы; после окончани€ траура полоска убираетс€. ’от€ буддизм никак не отмечает Ђнечистотыї смерти, иногда закрывают и семейный буддийский алтарь, в зависимости от принадлежности семьи к той или иной секте. ≈сли буддийский алтарь закрыт, члены семьи справл€ют поминки по духу усопшего у временного алтар€, в котором 49 дней хранитс€ прах покойного.


 одэн гаэси: подарки в ответ на денежные пожертвовани€

—емь€ покойного делает подарки всем гост€м, присутствовавшим на похоронах, стоимостью от одной трети до половины от принесенных ими кодэн. Ёти дары называютс€ кодэн гаэси, к ним прилагаетс€ благодарственное письмо, информирующее об окончании периода траура и выражающее благодарность за кодэн. ƒл€ кодэн гаэси обычно подбирают предметы повседневного спроса: простыни, полотенца, платки, зеленый чай, мыло, кофейные сервизы, сахар. ѕолучившие эти подарки не об€заны письменно благодарить дарител€.


‘уку мо: траур

ѕредполагаетс€, что семь€ покойного будет находитьс€ в трауре определенный период времени, ки тю, дл€щийс€ 49 дней после смерти, и мо тю, дл€щийс€ один год. ¬прочем, семь€ и близкие родственники обычно не в состо€нии столь долгое врем€ отсутствовать в учебном заведении или на работе, поэтому врем€ отсутстви€ по поводу траура предопредел€етс€ следующим образом: дес€ть дней Ч вдовы или вдовцы, семь дней Ч родители, п€ть дней Ч дети, три дн€ Ч бабушки, дедушки, сестры и брать€ и один день Ч внуки, тети и д€ди. ¬о врем€ мо тю (год после смерти) семь€ покойного воздерживаетс€ от участи€ в развлекательных меропри€ти€х, не посещает свадьбы, не молитс€ в храме, не делает новогодние поздравлени€ по телефону.  роме того, члены семьи не рассылают новогодние открытки, вместо них в начале декабр€ посылаетс€ открытки с извинени€ми за то, что праздничные поздравлени€ не будут посланы.
Ќэнки хоЄ: буддийские поминальные службы в годовщины, смерти

ѕоминальные службы проход€т в первую, вторую, шестую, двенадцатую, шестнадцатую, двадцать вторую, двадцать шестую и тридцать вторую годовщины смерти. ¬ некоторых случа€х поминки справл€ют и в сорок дев€тую годовщину. ≈сли в один год дл€ одной семьи надо отслужить более двух служб, их объедин€ют. “ак как считаетс€, что посмертна€ дощечка представл€ет личность усопшего и его мирские прив€занности до последней годовщины смерти (тридцать два года или сорок дев€ть лет), она помещаетс€ в фамильный буддийский алтарь, а поминальные службы провод€тс€ потомками покойного. ѕредполагаетс€, что в последнюю годовщину душа покойного тер€ет свою индивидуальность и способность защитить свой дом, поэтому траур заканчиваетс€ и дощечка из семейного алтар€ перемещаетс€ в семейный же храм.

¬ первую и вторую годовщины смерти семь€, родственники и друзь€ провод€т поминальные службы в доме или семейном храме. Ѕуддийский св€щенник вслух зачитывает сутры, а присутствующие выполн€ют сЄко перед посещением могилы. ѕосле шестой годовщины поминки обычно проход€т в семейном кругу.


ќ-бон: праздник Ѕон

¬о врем€ этого буддийского праздника души усопших возвращаютс€ в свои дома. ќбычно ќ-бон проходит 13-16 августа. ¬ преддверии праздника €понцы привод€т в пор€док семейные алтари и могилы. √отов€тс€ овощи, фрукты и прочие любимые блюда усопшего и других предков, {и вечером в первый день праздника перед воротами или входом в дом зажигают небольшие бумажные фонари, приветству€ возвращение убывшей души. ќгни зажигаютс€ снова в последний день, чтобы поторопить возвращение души в их новый мир. ≈сли ќ-бон приходитс€ на первую годовщину смерти, под карнизами крыш вывешивают белые бумажные фонарики.


ќ-хиган: недел€ равноденстви€

¬ течение года отмечают две недели равноденстви€: весной и осенью. ’иган означает Ђследующий, или загробный, мирї. ѕоминальные службы провод€тс€ дл€ пожелани€ уход€щим душам безопасного путешестви€ в загробный мир в течение этих недель равноденстви€. “оржества проход€т в храмах, где люди мол€тс€ за ушедшие души у семейных алтарей и могил.
Ѕольшинство современных похорон в японии проход€т по буддийским обр€дам. Ќеобходимо соблюдать строгие предписани€ во врем€ и после похорон. Ёти правила основаны не только на канонах буддизма, но и на синтоистских веровани€х, и во многих похоронных обр€дах отражаетс€ сплав этих двух религий. ¬ наши дни €понцы продолжают почитать своих предков и вер€т, что они наблюдают за живущими.

Ћитература:
Burns E., Ralph P. World civilizations: from ancient to contemporary, 3rd ed., vol. 1. New York: W.W. Norton & Company, 1964.
Sansom G. Japan Ч a short cultural history. Tokyo: Tuttle, 1976.

Ќа €понском €зыке:
јсо€ ћ. —инто но сисэй кан (—интоизм в жизни €понцев). “окио: ѕэриканс€, 1989.
»ноуэ —. –эйкюс€ но тандзЄ (ѕроисхождение катафалков). “окио: јсахи —имбунс€, 1984.
»сикава ®. —оги хоЄ мана дзитэн (—ловарь этикета €понских обычаев (включа€ похороны)). “окио: —юфуното-мос€, 1994.
 андзаки Ќ.  ами сама, хотокэ сама, госэндзо сама (Ѕожества, Ѕудда и предки). “окио: —Єгакукан, 1995.
ћи€кэ X. —эйкацу но нака но сюкЄ (–елиги€ в повседневной жизни). “окио: Ќихонхососюппан, 1980.
—адаката ј. Ѕуцудзи буккЄ но кисо тисики (ќсновы буддизма) в книге Y. Yamamoto (ed.), Ideas of the next world in Buddhism. Tokyo: Kodansha, 1989. P. 14-15.
—имада  . ќсосики но мана (–итуал похорон). “окио: —ан-сэйдо,1993.
—интани “. Ќихондзин но соги (японские похороны). “окио:  инокуни€сЄтэн, 1992. —особунка  энкюдай. —особункарон (»сследование ритуала похорон). “окио:  окинсЄин, 1993.
“оЄта ј. —инто то нихондзин (—интоизм и €понцы). “окио: Ќэсуко, 1994.
’ага Ќ. —оги но рэкиси (–итуал похорон). “окио: ёдзан-каку, 1996.
÷ути€ X. ЅуккЄ эссэнсу дзитэн (—ловарь основ буддизма). “окио: —окисюппан, 1988.

ѕо материалам издани€ Ђяпони€.  ак еЄ пон€ть: очерки современной €понской культурыї / ред. –оджер ƒж. ƒэвис, ќсаму »кэно; пер. с англ. ё.≈. Ѕугаева. - ћ.: ј—“: јстрель, 2006. ISBN 5-17-034730-8 или ISBN 5-271-10505-9.
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз



VARCHIO   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ћа€ 2009 г. 13:25 (ссылка)
»нтересна€ тема.я собиралс€ писат ети дни о €понские кладбища.¬от и сделаю когда буду готов.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Eldaneuro   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 18 ћа€ 2009 г. 00:23 (ссылка)
Ёто очень и очень интересна€ тема!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку